к оглавлению

 

А.В. Пташинский

 

Два орнаментированных предмета с полуострова Лопатка

В начале зимы 1991 года, проводя маршрутные учеты, начальник КНП Камчатрыбвода С.И. Корнев нашел орнаментированный игольник на стоянке в устье ручья Рябухина. Этот памятник был обнаружен и описан Т. М. Диковой (1), стационарные работы на нем проводил А.К. Пономаренко (2). На месте его раскопа и был подобран описываемый игольник.
Рис. 1. Костяной орнаментированный игольник со стоянки в устье ручья Рябухина, п-ов Камчатка.Он изготовлен из трубчатой птичьей кости с отрезанными эпифизами - предплечья альбатроса (Diomeda albatrus) (по устному определению к.б.н. Е.Г. Лобкова) крупной океанической птицы, чем и объясняются его размеры. Его длина 18,7 см (рис.1). И материал, и предмет очень хорошо согласуются с этнографическими данными. По сведениям С.П. Крашенинникова, ительмены “иглы... держали в игольниках из костей альбатросов, что в крыле” (3). Игольник мог использоваться для хранения, в частности, длинных игл из тонких птичьих костей, обнаруженных исследователями ранее (4).
От других подобных трубчатых игольников простейшего типа, обнаруженных на этой стоянке (5), его отличает наличие иного, довольно сложного симметричного геометрического орнамента, чем описанного Т.М. Диковой на игольнике с местонахождения Лопатка -1 (6). Орнаментальная композиция ограничена с одной стороны, условно принятой нами за верхнюю, двумя поперечными параллельными линиями, а с нижней - сочетанием из четырех различных прорезей, под которыми нанесен “букетик” из трех тонких линий. Рассматривая орнамент как сочетание геометрических фигур, можно выделить кружковые элементы и короткие насечки; сдвоенные фигурные скобки и “птички”. Последние часто встречаются на деревянных этнографических предметах быта (блюда, икуниси, ножны) (7), в украшениях айнской одежды (8) и относятся к IC типу орнамента (южносахалинскому), по классификации С.В. Иванова (9). Но для айнов не характерно использование кружкового орнамента и насечек - элементов, широко распространенных у всех народов северо-восточной Азии. Эти мотивы С.В. Иванов относит к IV(североазиатскому) типу (10).

С другой стороны, в орнаменте можно выделить выразительный повторяющийся мотив, переходящий один в другой. Этим элементом является своеобразная маска-личина с четко выраженными глазами и ртом. Столбик из пяти личин начинается и кончается глазами, поэтому орнамент смотрится одинаково и сверху вниз и наоборот. В средней части личины состоят из следующих стилизованных деталей: бровей вразлет, круглых глаз со зрачками, морщин под глазами (на щеках), широкого носа и рта или только татуированного рта (11), сдвоенных линий по краям - на висках и скулах (татуировка или детали прически).

Оригинальность данного орнамента как в первом, так и во втором случае несомненна. Прямые аналогии в этнографических (12) и археологических материалах нам неизвестны. Но в наскальном искусстве прибрежного тихоокеанского мира “маски-личины известны как доминирующий сюжет” (13), а “керамика с антропоморфными изображениями характерна для древних айнов” (14).
Рис 2. Костяной орнаментированный клин со стоянки Лопатка-I, п-ов КамчаткаВторой предмет имеет не столь оригинальный, но также выразительный орнамент. Его нашел во время проведения учетных работ в мае 1979 г. П.С. Вяткин, с. н. с. КО ВНИИОЗ на местонахождении Лопатка 1, выделенном Т.М. Диковой (15). Клин, изготовленный из китовой кости, был обнаружен на выдуве, и поэтому его поверхность имеет частичные разрушения, затронувшие и орнамент (рис.2). Функциональное назначение этого клинообразного предмета со следами ударов на обухе неизвестно. Предположительно, он мог использоваться с целью фиксации каких-либо составных деталей или как упор-накладка для лучкового сверла. Серия подобных клиновидных остроконечников была обнаружена на стоянке Рябухина (16). На одной, “лицевой” стороне клина, резными линиями нанесен, несколько смещенный влево, плохо сохранившийся орнамент, в виде переплетающихся лент. Такой орнамент встречается на изделиях сахалинских айнов и относится по классификации С.В. Иванова к IC (южносахалинскому) типу (17).
Описанные выше предметы дополняют немногочисленный ряд известных к настоящему времени орнаментированных изделий с полуострова Лопатка. Функциональное назначение или их форма не может прояснить вопрос датировки и этнической принадлежности, но орнаменты вполне определенно указывают направление контактов. Эти важные этнодифференцирующие признаки свидетельствуют об их южном, возможно, айнском происхождении.

Судя по результатам исследований Т.М. Диковой и А.К. Пономаренко, этнокультурные связи населения Курильских островов и южной части Камчатки относятся к середине II тысячелетия н. э. (18). Предположительно, и данные находки датируются этим периодом.

 


Список литературы

1. Дикова Т.М. Археология южной Камчатки в связи с проблемой расселения айнов. М., Наука, 1983. С. 65.

2. Пономаренко А.К. Новые археологические памятники южной Камчатки и полуострова Лопатка. Краеведческие записки. Вып. 8. Петропавловск-Камчатский, 1993. С. 31-5-.

3. Руденко С. И. Культура доисторического населения Камчатки. СЭ. № 1. 1948. С. 177. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. М-Л., 1949. С. 312-313.

4. Дикова Т.М. Указ. соч. С. 43. Рис. 71 (6, 8, 14, 15). Пономаренко А.К. Указ. соч. С. 43. Рис. 71 (6, 8, 14, 15).

5. Там же. С. 43. Рис. 71 (1-3).

6. Дикова Т.М. Указ. соч. С. 44. Табл. 20 (2).

7. The Historical Museum of Hokkaido, р. 23. il. 26. Bulletin of the Shiretoko Museum. 1994. № 15. р. 34, il. 9. (на япон. языке)

8. Культура одежды айноа: о характерных особенностях одежды в различных районах. Изд-во Музея этнографии айнов. Сираой, 1991. Вып. 8. (на япон. языке)

9. Историко-этнографический атлас Сибири. М-Л., 1961. С. 370, 374, 394.

10. Там же. С. 373, 426.

11. Арутюнов С. А., Щебеньков В.Г. Древнейший народ Японии. М., Наука, 1992. С. 193-194. Лим С.Ч. Айнская татуировка. Краеведческий бюллетень. Южно-Сахалинск, 1993. № 4. С. 70-74. Рис. 3-5, 7.

12. Иванов С. В. Старинные трубчатые игольники народов Сибири. Одежда народов Сибири. Л., Наука, 1970. С. 196-207.

13. Окладникова Е. А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979. С. 30.

14. Кондратенко А.П. К вопросу об антропоморфных личинах в керамике культуры Дземон. Семантика древних образов. Новосибирск, 1990. С. 80.

15. Дикова Т.М. Указ. соч. Рис. 2.

16. Пономаренко А.К. Указ. соч. С. 45, 49. Рис. 67, 68, 72 (1-4), 73 (1-3).

17. Историко-этнографический атлас Сибири. С. 374, 428. Таблица I C (5).

18. Пономаренко А.К. Указ. соч. С. 54. Дикова Т.М. Указ. соч. С. 63-65.