Первый маяк на Сахалине был установлен в посту Дуэ в 1860 году. Деревянная маячная башня была поставлена чуть севернее постовой пристани на высоте 290 футов (88 метров). В 1864 году поставили новую деревянную двухэтажную четырехугольную маячную башню высотой 12 метров, снабженную отражательным осветительным аппаратом с 9 аргантовыми лампами, заправляемыми маслом. Огонь маяка был белый постоянный, его высота над уровнем моря составляла 114 метров.

В истории Крильонского маяка было немало замечательных событий, одним из которых было посещение маяка знаменитым русским исследователем и мореплавателем адмиралом С.О.Макаровым.
22 сентября 1895 г. в вахтенном журнале Крильонского маяка смотрителем Р.Шульгановичем была сделана запись: "К маяку прибыл крейсер "Корнилов". Посетивший маяк контр-адмирал Макаров распорядился установить футшток. На W стороне выбита вековая марка". Сохранившиеся остатки вековой марки сегодня являются единственным свидетельством посещения острова Сахалин С.О.Макаровым.

 

Маяк Жонкиер. 1884 г.

Маяк Жонкиер. 1897 г.

Крильон

Скала Камень Опасности

Маяк Лопатино Маяк Тонин
Маяк Слепиковский Валуевский створный знак

маяк Анива

Маяк Терпения

 

 

photo.jpg (4219 bytes)



После основания на Сахалине уголовной каторги мореплавание в островных водах стало гораздо более интенсивным, что требовало неотложных мер по навигационному обеспечению. В связи с этим по Высочайшему повелению от 5 мая 1872 года была разработана обширная "Программа усиления маячной части в портах Восточного океана". Программа предполагала строительство на Сахалине сигнальных башен и маяков. Они должны были быть поставлены в местах, "небогатых характерными природными объектами".

Особое внимание в программе уделялось проливу Лаперуза, плавание в котором усложняли густые туманы, держащиеся практически всю первую половину лета, сильные течения и сулои. А находящийся в центре пролива Камень Опасности затруднял плавание до крайности, "и поэтому всякое указание для облегчения плавания по нему драгоценно и должно приниматься с благодарностью". Моряки, плававшие в водах пролива, использовали достаточно простой способ определения скалы в тумане - выставляли "слухачей", которые должны были уловить рев сивучей, облюбовавших этот небольшой клочок суши.

Возведение маяка на мысе Крильон было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.

В 1885 году началось строительство маяка возле нового центра каторжанского Сахалина - поста Александровского. Место для нового маяка было выбрано на мысе Жонкиер. Весной 1886 года работы были закончены. Построенная шестиугольная деревянная маячная башня с восьмигранным фонарем была совмещена со зданием - помещением смотрителя маяка. Для служителей были построены казарма, баня, сараи для припасов и инвентаря. Здание и постройки были окрашены в желтый цвет. К маяку была проложена дорога в "десять зигзагов", рядом с маяком поставлена мачта для переговоров с кораблями и колокол для подачи туманных сигналов. Маячный осветительный аппарат имел посеребренный отражатель и был оснащен 15 маслянными лампами. Угол освещения горизонта составлял 225 градусов, видимость огня в ясную погоду - 21,8 мили. Высокая дальность видимости огня была достигнута за счет необычайно высокого расположения маяка - 180 метров над уровнем моря.

В начале 90-х годов XIX века назрела необходимость строительства новых маяков и створных знаков на Сахалине. С одной стороны, это было вызвано появлением новых усовершенствованных маячных систем, а с другой - плачевным состоянием сахалинских маяков. В Главном Гидрографическом Управлении в Санкт-Петербурге был разработан "План производства маячных работ в Восточном океане", рассчитанный на 1892-1897 годы.

Был заключен контракт с французской фирмой "Барбье ет Бенард", зарекомендовавшей себя настолько блестяще, что даже известная своими морскими приоритетами Англия закупала ее осветительные аппараты для маяков. Они состояли из одной керосинокалильной горелки (вместо 15-ти масляных на старых системах) и давала пучок света силой в 150000 свечей вместо нескольких сотен на старых. Свет горелки фокусировался в линзе диаметром до 1,5 метра, состоящей из нескольких рядов стеклянных колец, оправленных в бронзовый каркас.
Работы по строительству новых маяков начались в 1894 году. 7 августа из привезенного из Японии кирпича началось возведения нового Крильонского маяка. Решение строить маяк из красного кирпича инженер-полковник К.И.Леопольд, руководивший работами, объяснял особенностями местности: если смотреть на маяк с моря, то он сливается с небом, поэтому необходимо было сделать его более выделяющимся.

К 1 августа 1896 года на Крильонском маяке были закончены установка и регулировка осветительного аппарата. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон была смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем производства английской фирмы "Кантер, Харл и К". Она предназначалась для подачи "туманных сигналов" продолжительностью 5 секунд с интервалами в 100 секунд. Рядом со зданием сирены  размещались специальная сигнальная пушка образца 1867 года.

Строительство Жонкиерского маяка началось в июле 1895 года. Необходимо было сменить неудачно выбранное место маяка постройки 1886 года, огонь которого часто не был виден из-за верхового тумана. На высоте около 70 метров над уровнем моря на том же склоне была снивелирована площадка для нового маяка. Маячную башню и совмещенные с ней жилые помещения строили из камня и бетона. 6 июля 1897 года маяк был принят комиссией.
18-метровая восьмигранная башня несла осветительный аппарат с белым проблесковым огнем продолжительностью 3 секунды, загоравшимся через 30-секундные промежутки. Дальность действия огня составила 17,8 мили. При маяке имелись сигнальная вышка, колокол и четвертьпудовый "единорог" для подачи "туманный сигналов", даваемых с промежутками от 5 до 10 минут.

Следующий этап маячного и навигационного обеспечения мореплавания в водах Южного Сахалина падает на 40-летнее правление губернаторства Карафуто. Первым навигационным знаком, поставленным японцами, был бакен с колоколом, установленный восточнее скалы Ниджё-ган (Камень Опасности) в 1906 году. Однако из-за постоянного восточного течения скоростью до 4-5 узлов, наблюдаемого в проливе Лаперуза, бакен часто сносило в сторону. Поэтому в 1913 году на скале была построена бетонная башня высотой 18 метров с автономным маяком, рядом с ней - туманный колокол.

В 1914 году на мысе Хиноде-Бана (Обсервации) на восточном берегу острова Кайбатоо (Монерон) была построена 4-угольная маячная башня. Она была так соединена единым коридором с помещениями для обслуживающего персонала, сирены, дизельной и метеостанции, что получался замкнутый комплекс жилых и хозяйственных построек, идеально приспособленный для островного климата с его ветрами и буранами. Подобный комплекс в том же году был построен на мысе Сони (Кузнецово) на юго-западном побережье полуострова Крильон. Освещение южной части Татарского пролива закончилось с постройкой в 1919 году маяка на мысе Киннуси (Лопатина).

В 1930-40-е годы на Южном Сахалине были построены маяки на мысах Тонин (1935), Слепиковского, Ламанон (1940). В августе 1937 года инженером Уэно Сададзири был поставлен временный маяк на мысе Кита-Сиретоко (Терпения). Все маяки были устроены по единой схеме - круглая маячная башня соединена коридорами со вспомогательными и жилыми помещениями. На маяках, рассчитанных на длительную автономность, применялась система сбора дождевой воды для пищевых и технических нужд. На крышах были устроены водосточные канавки, по которым вода, проходя через фильтры, собиралась в подземные бетонные емкости.

Первоначально оптическая система японского производства диаметром 600 мм оснащалась керосинокалильными, затем ацетиленовыми горелками, впоследствии замененными электрическими лампами. Вращение осветительного аппарата осуществлялась при помощи часового механизма. Самый оригинальный технический проект был использован при строительстве маяка на мысе Анива.

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой. Высота башни - 31 метр, высота огня - 40 метров над уровнем моря. Башня имела 7 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Второй этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, третий - радиорубка, аппаратная и вахтенный маяка. В верхних этажах были жилые комнаты и складские помещения. Проблесковый осветительный аппарат приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник - гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для вращения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника.

В целом за 40-летний срок правления губернаторства Карафуто на южном Сахалине было установлено 25 маяков и створных знаков, что значительно улучшило навигационное обеспечение плавания в акватории Охотского и Японского морей.

В годы, связанные с бурными политическими событиями февральского и октябрьского переворотов, а также во время пятилетней японской оккупации на Северном Сахалине маячное строительство практически не велось. Только в 1929 году Совет Труда и Обороны принял "Постановление об описи и ограждении дальневосточных морей".

С началом промышленной добычи нефти Северный Сахалин начал играть важную роль в экономике Дальнего Востока. Сотни кораблей каждую навигацию подходили к берегам острова, навигационное обеспечение которых было явно недостаточным. В первую очередь требовалось осветить самую северную оконечность Сахалина - мысы Марии и Елизаветы. Гидрографическими работами на Дальнем Востоке в те годы ведало УБЕКО МСДВ - Управление Безопасности Кораблевождения Морских Сил Дальнего Востока. Впоследствии маяки Северного Сахалина подчинялись Районной Гидрографической Службе Амурского лимана.

В 1932 году был установлен маяк на мысе Елизаветы. Каменная четырехгранная башня серого цвета возвышалясь над маячно-техническим зданием (МТЗ). Около здания были установлены автоматический радиомаяк отечественной конструкции и колокол для производства двухударного звона (2 удара в минуту).

На мысе Марии первоначально была установлена деревянная четырехгранная ажурная башня, которая в 1935 году была заменена на капитальное строение. Новый маяк представлял собой 18-метровую восьмигранную каменную башню, стоящую на квадратном основании. Рядом со зданием маяка был установлен колокол, который в тумане производил 3 двухударных звона в минуту.

Плавание по Амурскому лиману и проливу Невельского всегда было сложным и опасным, всегда требовало от судоводителей напряженного внимания и строгого соблюдения лоцманских указаний. По извилистымфарватерам суда ходили первоначально по вешкам и бакенам, часто срываемым течениями и штормами. Поэтому характерной чертой навигационного строительства в этом регионе была установка не маяков, а постоянных створных знаков, обслуживаемых маячной командой. Целая сеть таких знаков была построена на северо-западном побережье Сахалина и Приморья в предвоенные годы. В 1938 году был поставлен Верещагинский створ, в 1941 - створ на мысе Уанги (90). Это были серийные сооружения, представляющие собой белые восьмигранные каменные башни с черной вертикальной полосой. Дальность действия огня, светящего по направлению створа, составляла 11 миль.

С 1950 года в Советском Союзе начинается осуществление обширной программы маячного строительства. Советская промышленность освоила серийный выпуск маячных светооптических аппаратов с силой света от 50 тысяч до 3 миллионов свечей и дальностью действия до 30 миль. Появились новые проекты монолитных маячных башен из бетона, строящихся при помощи переставной металлической опалубки. В 1953 году такая башня была поставлена на мысе Терпения. В 1958 году монолитная железобетонная маячная башня была поставлена в порту Холмск. Широкое распространение получило также строительство маячных башен из сборных чугунных тюбингов. Опыт их монтажа показал пригодность и удобство такого метода постройки особенно при экспедиционном строительстве в труднодоступных районах морского побережья. В 1949 годы такая маячная башня высотой 34 метра была поставлена на заливе Пильтун.


www.sakhalin.ru
Пожалуйста, направляйте свои отзывы и вопросы Игорю Самарину.
Переиздание или публикация фотографий запрещены без предшествующего письменного согласия автора.
Copyright © 2000. All rights reserved.

Дизайн Sohmet